- Главная
- Документы регулирующие
- Порядок обжалования
Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
C 15.09.2015 на территории Российской Федерации вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), которым установлена специальная процедура оспаривания гражданами нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с новыми требованиями закона гражданин имеет право обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в двух случаях:
1. Гражданин является лицом, в отношении которого применён этот акт, если он полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы (например, гражданин привлечён к административной ответственности по нормам закона субъекта Российской Федерации и желает оспорить законность установления административной ответственности за данный вид деяния);
2.Гражданин является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если он полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы (например, когда нормативным правовым актом устанавливается порядок выплаты социальных пособий отдельным категориям граждан, и один из получателей данных пособий желает оспорить нормы порядка, считая, что они нарушают его права).
Основным новшеством КАС РФ стала норма, в соответствии с которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, которые должны быть полностью дееспособными, не состоять под опекой или попечительством и иметь высшее юридическое образование. Таким образом, если гражданин — административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет заявление без движения. В связи с новыми требованиями закона большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования теперь обязаны вести через представителей. Вместе с тем, законом сохранена возможность обращения в суд прокурора с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Подобное заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Административное исковое заявление подается гражданином в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
1) обязательные сведения, предусмотренные КАС РФ (наименование суда, в который подается административное исковое заявление; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело);
2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены;
6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов;
8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений. Помимо этого, к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:
— уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
— документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело;
— доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
— сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
1. Гражданин является лицом, в отношении которого применён этот акт, если он полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы (например, гражданин привлечён к административной ответственности по нормам закона субъекта Российской Федерации и желает оспорить законность установления административной ответственности за данный вид деяния);
2.Гражданин является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если он полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы (например, когда нормативным правовым актом устанавливается порядок выплаты социальных пособий отдельным категориям граждан, и один из получателей данных пособий желает оспорить нормы порядка, считая, что они нарушают его права).
Основным новшеством КАС РФ стала норма, в соответствии с которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, которые должны быть полностью дееспособными, не состоять под опекой или попечительством и иметь высшее юридическое образование. Таким образом, если гражданин — административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет заявление без движения. В связи с новыми требованиями закона большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования теперь обязаны вести через представителей. Вместе с тем, законом сохранена возможность обращения в суд прокурора с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Подобное заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Административное исковое заявление подается гражданином в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
1) обязательные сведения, предусмотренные КАС РФ (наименование суда, в который подается административное исковое заявление; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело);
2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены;
6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов;
8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений. Помимо этого, к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:
— уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
— документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело;
— доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
— сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
Дата изменения: 05.06.2020 17:59